Автор Елена БУЛИН-СОКОЛОВА, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования:
Что делают учителя начальных классов, для того чтобы у детей появлялись реальные достижения? По какому пути мы движемся? Правилен ли этот путь? Важно понимать, как меняются приоритеты в целях образования, ведь общество продолжает ожидать от нас, что мы выпустим из начальной школы учеников, которые умеют писать, читать, понимать прочитанное, считать, говорить на грамотном русском литературном языке, развивая эти предметные компетентности. Но общество ждет от нас еще чего-то: того, что разрешило бы все кризисы детского возраста.
| тельская Газета |
Мы продолжаем развивать то, с чем пришел к нам дошкольник, изучать потенциал игры и использовать игру как развивающий вид деятельности, на наших курсах и занятиях учимся играть, использовать ролевую игру для решения социальных задач, развития речи. Мы опираемся на дошкольные виды деятельности, поддерживаем и развиваем их в первом классе, для этого используем творческую и исследовательскую деятельность, учим детей конструировать, опираемся на те инструменты, которые хорошо знакомы ребенку, поэтому, увидев их, он чувствует себя комфортно. Тем самым мы создаем ему пространство для деятельности. «Деятельность» - ключевое слово в стандарте начальной школы, и мы все это сейчас хорошо понимаем. Мы формируем универсальные учебные действия, это новая педагогика, педагогика, которая ставит в центр всего процесса каждого ребенка - человека учащегося, человека действенного, который что-то делает, создает какой-то эстетически ценный, интеллектуально законченный продукт.
Информационные технологии учителя используют как инструмент формирования этих самых универсальных учебных действий. Что происходит при этом на наших уроках развития грамотности - чтения, письма и развития речи? Мы прежде всего хотим поддержать желание ребенка что-то нам рассказать. Не самим сообщить ему нечто, что мы считаем важным, каждый день понемногу, а постараться возбудить или поддержать имеющееся у ребенка желание сказать нам что-то, опираясь на это желание, начинаем развивать устную речь, когда ребенок по своим фотографиям, рисункам, видеозаписям начинает разговаривать с нами. Он разговаривает с нами, опираясь на те визуальные образы, что созданы им самим.
На умении рассказывать мы строим умение ребенка записывать рассказ, чтобы передать его другим. Мы пытаемся использовать для этого буквы, слова, тексты из готовых слов, пытаемся разобраться и с помощью этого инструментария языка передать свои чувства и свои мысли, как стать понятным, как изложить кратко и ярко то, что мы хотим. То, что написали, мы учимся читать. Мы рассказываем и пишем то, что нам интересно. Поэтому в первые дни учащимся в начальной школе мы начинаем говорить о них самих, включать в процесс обучения результаты того, что ребенок рассказывает о том, кто он такой, что он любит или не любит, что он не умеет и чему хочет научиться с нами в школе, какие у него есть привязанности, домашние животные, родственники, друзья. Фиксируя все это, мы можем потом вместе с ним возвращаться к этим устным, а потом и письменным текстам, с тем чтобы уточнять и улучшать их.
Ребенок понимает, имея возможность зафиксировать этот процесс с помощью видеотехнологий, как и чему он учился, что и почему у него не вышло, знает, как на следующем шаге исправить то, что не удалось на предыдущем этапе. Наши первоклассники, отправляясь в цирк или в зоопарк, на выставку или на экскурсию, фотографируют то, что видят вокруг, а потом думают над этим, составляют план своего рассказа о понравившемся животном, явлении природы. Когда у них не получается рассказ, они могут вернуться, рассказать еще раз, улучшить сказанное и написанное. Слушая рассказ ребенка, можно понять, что происходит в классе, что тут делает учитель, как вообще мы работаем, к чему стремимся. Можно получить произведение от каждого из тридцати детей в классе, можно обсуждать, что получилось, что не получилось, что удалось, а что нет, можно напомнить ребенку, что у животного не рот, а пасть, можно попросить его (или он сам захочет) рассказать все заново, чтобы получилось лучше.
Очень важны навыки письма. Много было споров о клавиатурном письме: нужно оно или нет, вредно оно или полезно, но мы продолжаем учить детей набирать текст, развиваем их моторику. При этом мы одновременно даем ребенку мощный инструмент письма, освоив который он реально сможет работать со своими текстами. Он учится их создавать и улучшать, потому что то, что написано на компьютере, может быть достаточно быстро распланировано, изменено, перестроено. Учитель может прочитать сочинение, предложить ребенку некоторые слова, которые тот может попытаться использовать, для того чтобы избежать повторений одного и того же глагола. Ребенок может увидеть, что учитель сделал ему маленький словарик, что здесь есть синонимы и антонимы тех слов, что он использует. Так начинается работа с текстом, она действительно становится реальностью в первом классе, а несколько лет назад это было невозможно. Невозможно было просить ребенка три-четыре или восемь раз переписать свой текст, для того чтобы повысить его качество. Мы используем среду для создания текстов, иллюстраций, работы с видео, управления всеми объектами на экране, когда ребенок освоит простейший язык программирования. Уже в первом классе возникают такие сочинения, которые дети делают сообща.
Все, что создают дети руками на уроках изобразительного искусства, материальных технологий, - это герои для тех сказок и сочинений, которые они пишут сами, для тех литературных произведений, которые они изучают. Эти герои приводятся в движение и начинают жить своей жизнью, оживление сказки, пересказ ее включают самые разные виды деятельности ребенка вместе с другими детьми. Возникают рассказы, при этом возникает очень высокая мотивация детей сделать свои собственные произведения со своими иллюстрациями, своими героями, озвученные по ролям с другими. Технология позволяет это создать и сохранить, показывать всем - и родителям, и другим детям.
На что мы опираемся, развивая математические способности ребенка? Прежде всего на его склонность к игре с реальными объектами, на понимание, что такое игра по правилам, ролевая игра, например в магазин, или игра на экране компьютера. Нам важны пересчет реальных объектов, работа с манипулятивными объектами, которые сейчас появились в школе после долгого перерыва. В советское время были в школе счетные палочки, а потом счетный материал и объекты реального мира, с которыми можно было заниматься математикой, пропали, сейчас они опять вернулись в школу, появилась возможность самостоятельно открыть пересчет десятками, это уже произошло в первом классе, открыть правила пересчета с помощью своих собственных пальцев, а также правила построения числительных в русском языке, самостоятельно конструировать таблицу умножения. Самостоятельная исследовательская деятельность в математике, не получение готового знания - как нужно сложить, умножить, разделить или вычесть, а попытка открыть свой собственный способ, как это можно делать, важнейшее содержание нашей работы в математической области и в области информатики.
Новая образовательная область появилась в начальной школе - «Математика и информатика». Базовые понятия информатики - понятия цепочек действий, букв, слов, предложений, развитие логики, работа с алгоритмами и по алгоритмам, по правилам, изучение того, как выстроить успешную стратегию в игре. Сегодня мы используем и объекты реального мира (бусины, цепочки, мешки), и мир компьютера (язык программирования ЛОГО), и проектирование и конструирование объектов с цифровым управлением и обратной связью в ПервоЛого. С помощью инструментов реального мира дети сами измеряют, исследуют, конструируют свое собственное знание, делают свои первые открытия.
При изучении предмета «Окружающий мир» мы опираемся на природные любопытство и любознательность детей, которые нынче в среднем угасают, пытаемся их сохранить, развивать, осваивая с детьми доступные способы изучения природы и общества, уча их наблюдать, записывать, измерять, сравнивать, проводить опыт, классифицировать, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, из открытого информационного пространства. Все, что дети изучают, все, что им удается открыть, они стараются объяснить и изложить другим, а педагоги помогают им сделать это ярко и понятно. Фиксируя на видео все то, чему и как они научились, они учатся и учебной рефлексии, понимая, что с ними происходит. Изучая мир с помощью цифровых измерителей, ребенок раскрывает не только то, как связаны его физические ощущения с цифрой, но и то, как изменяется нечто, как появляются графики, как связан график с цифровым изображением и с состоянием, изменением окружающего мира.
Основное направление нашей работы - это работа по открытию нами самими способов, подходов, методов, организации образовательного процесса. Сейчас мы пересматриваем вместе с учителями, что такое урок, что такое хороший урок, каких целей мы должны достичь, чтобы решить задачи, которые стоят перед нами. Мы учимся вместе с нашими детьми, видим, что на этом пути учения нас ждут еще многие интересные открытия, много нового. То, что мы уже поняли, чему мы уже научились, весь наш опыт работы обязательно поможет нам сделать этот продуктивный, конструктивный и важный для наших детей шаг - шаг к нашей новой массовой школе. Изменения, которые происходят, происходят со всеми нами в таком большом масштабе - масштабе всего города. Мы чувствуем, что они неизбежны, необратимы, что эти изменения нам очень нужны
Комментариев нет:
Отправить комментарий