Мы предлагаем использовать на
уроках математики технологию проблемного
диалога, в рамках которого используется
метод побуждающего диалога, включающий
выдвижение гипотезы.
4.2. Учебные задания для
формирования
общеучебных познавательных
УУД
Хорошо известно, что одной из
серьёзнейших проблем, затрудняющих
обучение в начальной школе, является
невозможность для большинства детей
достаточно полно понимать и усваивать
полученную на уроке информацию. Рисунок
или схема являются тем средством,
которое даёт ребёнку адекватную его
мышлению опору для понимания, а значит,
и эффективного присвоения нового знания
или умения. Развитие у младших школьников
умения «читать» информацию, переданную
с помощью таких моделей, является базовым
для развития у них информационных умений
и прежде всего умения работать с
информацией, данной в учебной книге:
самостоятельно ориентироваться на
развороте учебника, понимать и передавать
сведения, на основе которых выполняется
каждое отдельное задание, находить
ответы на вопросы, делать выводы,
сравнивать и группировать объекты
изучения, устанавливать простейшие
причинно-следственные связи между ними.
В начальной школе очень важно
не заставлять учеников усваивать
отдельные модели, а научить их процессу
моделирования, «рождая» модели на уроке
вместе с детьми, стимулируя их к
творчеству, создавая свои модели.
Моделирование на уроках математики (к
вводимым понятиям, арифметическим
задачам, алгоритмам) является процессом,
а модель — продуктом мыслительной
деятельности по выделению существенных
признаков.
Примеры некоторых возможных
моделей к математическим процессам:
—
сложение однозначных чисел без
перехода;
—
сложение двузначного круглого
числа с двузначным некруглым.
Примеры
некоторых возможных моделей к
математическим понятиям:
- измерительный прибор — градуированная шкала является символом любого измерительного прибора;
- прямой угол, выполненный самим учеником (любой обрывок бумаги произвольно сгибается, а второе сгибание делается так, чтобы имеющаяся линия сгиба точно совпала со своим продолжением);
- площадь фигуры — произвольная замкнутая линия с заштрихованной внутренней областью.
Создание любой модели требует
от учащегося умения абстрагироваться
от конкретных признаков, графически
отображать выделенные существенные
свойства, их взаимосвязи (т. е.
кодировать эти связи символами и
знаками).
Модель должна быть полной,
обобщённой, легко воспроизводимой.
Ребёнок учится моделировать не ради
внешней оценки конечного результата,
а ради освоения процесса его получения,
поэтому во многих случаях, особенно при
решении задач, модель может быть
авторской. Одну и ту же задачу кто-то из
детей изобразит в виде схемы, кто-то —
графом, кто-то — обобщённым рисунком
или краткой записью, но нельзя сказать,
что среди них есть правые и неправые,
если их собственная модель помогла им
найти верный способ решения задачи.
Нацеленность процесса на
формирование у школьника общих способов
действий является важной методической
особенностью курса математики в
образовательной системе «Начальная
школа XXI
века», что определяет необходимость
использования на уроках математики
деятельности моделирования.
Перечислим наиболее часто
применяемые виды моделей к задачам:
предметный
или символический рисунок, схема,
таблица, краткая запись, граф, диаграмма.
Рассмотрим каждый из указанных видов
моделей, используемых в УМК учебного
предмета «Математика» («Начальная школа
XXI
века», авт. В.Н. Рудницкая)
Примером предметного
рисунка являются
предметные и символические (абстрактные)
рисунки, на которых представлены условия
к простым задачам на смысл всех четырёх
арифметических действий с числовыми
данными в пределах 10—20 (учебник
«Математика: 1 класс». Ч.1, стр.47, № 4).
Схемы (на фишках)
предлагаются детям при решении всех
видов простых задач с помощью действий
сложения или вычитания. Очень важно
заблаговременно приучить детей к
схематической модели, так как она
наиболее обобщенна, универсальна
(применима не только к указанным видам
задач, но и практически к любой
арифметической и очень многим логическим).
Кроме того, работая со схемой,
проще объяснить и уяснить принцип
составления обратных задач, расширив
тем самым диапазон решаемых задач, в
том числе и задачи на увеличение/уменьшение
числа на несколько единиц в косвенной
форме.
Краткая запись
— наиболее отработанный в системе
традиционного обучения вид модели к
типовым задачам (учебник
«Математика: 1 класс». Ч.1, стр.5, № 2).
При всех преимуществах обучения краткой
записи (выделение из текста задачи
опорных слов, количества известных
величин) есть существенное ограничение
области её применения: краткая запись
к типовой задаче — «прокрустово ложе»,
в которое ученик пытается втиснуть
любую новую для него задачу. Нетиповая
(нестандартная) задача в него не
вписывается, и, зачастую даже с грехом
пополам сделав краткую запись, всё равно
остаётся непонятным, как решать задачу.
Первые таблицы
появляются в учебниках уже в 1 классе
(учебник «Математика: 1
класс». Ч.1, стр.48, № 6).
Основной учебной задачей в
составлении таблицы для учащихся
является выделение из текста названий
столбцов (величин), объектов, обладающих
этими величинами (строк) и отнесение
каждой величины (числа) из текста в
нужную клетку таблицы.
Таблица — самая сложная
для учеников форма модели к задаче, так
как она абсолютная абстракция, в ней
ничего не видно, даже соотношения
величин. Поэтому «приучение» к таблицам
активнее будет идти во 2—4-х классах,
когда в определённой степени сформировано
абстрактное мышление, более часто —
при изучении конкретного смысла умножения
с пропорциональной зависимостью величин
Цена,
Количество,
Стоимость.
Граф — это,
наверное, новый для нас, учителей
начальных классов, способ моделирования
к задачам. Теорию графов (как раздел
математики) наше поколение (средневозрастное)
в институте и педучилище точно не
изучало. Строго научное объяснение
моделирования графом даётся в пособии
«Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе»
(М.: Просвещение, 2008) на стр. 100—108.
Мы же рассмотрим это
более упрощённо: на графе оговорённым
способом (точками, квадратами) обозначаются
объекты, отношения — линиями, стрелками
указывают направленность отношений,
над линиями (стрелками) указывается
трансформация.
Наши привычные цепочки для устных
вычислений типа — это тоже запись при
помощи графа.
С детьми оговаривается символический
цвет линий: красный цвет со стрелкой —
отношения «больше» и все другие, сводимые
к ним, — дороже, старше, длиннее,
тяжелее и т. д.; соответственно
синий цвет символизирует отношения
«меньше», дешевле, моложе, короче, легче
и т. д. (учебник
«Математика: 1 класс». Ч.2, стр.85, № 6).
Модель графом не навязывается
детям, а рождается в совместной
деятельности. Но если вы договорились,
что в логических задачах прямое (верное)
высказывание обозначается обычной
линией со стрелкой, а обратное (отрицание) —
пунктирной, то теперь уже во всех задачах
при таком моделировании необходимо
придерживаться этих же правил.
Чаще всего необходимость
граф-модели появляется именно при
решении логических задач. Модель даёт
чёткое видение процесса решения задачи
и возможность сразу записать ответ.
Рассмотрим возможности
моделирования при помощи диаграмм
на материале задач учебников.
Столбчатые диаграммы могут
появиться, а могут и не появиться при
работе с этими задачами. Всё зависит от
профессиональной методической зоркости:
увидите вы этот потенциал или нет
(учебник «Математика: 1
класс», Ч.2, стр.89, № 8).
Комментариев нет:
Отправить комментарий