четверг, 24 января 2013 г.

Правила общения с ребёнком


Домашний документ
Правила общения с ребёнком
1. Если ваш ребёнок немного рассеян, то помогите ему постоянными подсказками, что ему нужно делать.
Составляйте вместе с ребёнком расписание на следующий день, если он умеет писать, пусть сам напишет его. Расписание на день нужно размещать на видном месте.
Кроме общего дневного плана очень полезно в различных местах (на кухне, в спальне, над столом для занятий) развешивать таблички-напоминания.
Подумайте, какие таблички-напоминания и где можно развесить для рассеянного ребёнка. Напишите.

2. Сочините и запишите вместе с ребёнком правила поведения, которые вы хотите, чтобы он соблюдал. Постарайтесь сформулировать это правило как-нибудь весело и оригинально, сочините стишок. Эти правила тоже должны быть развешаны в разных местах.
1. Самостоятельно собирать портфель с вечера.
Просьба портфеля:
Я твой портфель.
Ты мне поверь,
Досочините самим вместе с ребёнком просьбу от имени портфеля!

2. Следить за школьной одеждой (аккуратно свешивать её в шкаф)
Просьба школьных вещей!
3. Утром и вечером чистить зубы.
Просьба зубов
4. Самостоятельно выполнять домашнее задание и т.д.

3. Границы на замок! Если вы выдвигаете определённое требование к ребёнку, то необходимо контролировать его выполнение неукоснительно, чтобы ребёнок понимал, что требование родителей – закон. Например: «Сначала ты выполнишь уроки, а потом пойдёшь играть» Нельзя поддаваться ни на какие уговоры ребёнка. Должно быть только так и не иначе!
Чтобы было проще ребёнку выполнить данное требование, можно сказать: «У тебя есть 5 минут для завершения игры (дела), через 5 минут ты садишься за уроки» Поставьте таймер на 5 минут, тогда вы сами не забудете, ваше требование
4. Повторенье – мать учения. Не бойтесь повторить просьбу несколько раз, тогда вас точно услышат. Повторяйте и не раздражайтесь, что приходится делать это часто.
5. Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Наши дети чувствительны. Нередко один наш взгляд может успокоить ребёнка, избавить от страхов, поддержать вдохновить на новые свершения,
6. Радуйтесь успехам. Современные дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция на их слова и поступки. Похвала никогда не будет лишней! От похвалы дети расцветают, как цветы под тёплым дождиком. Согревайте детей своей любовью, отмечайте каждый их шажок вперёд, гордитесь ими.
7. «А если увидишь машинку в кювете, то значит она прилегла отдохнуть…»  Некоторым детям нравится всё необычное. Они любят стихи-перевёртыши, таинственные истории (да и вообще большие тайны и маленькие секреты), сказки «наоборот» (лиса – добрая, простодушная, а зайка вредный, хитрющий) Любую информацию, поданную в необычной форме, они воспринимают гораздо быстрее и легче, помнят сказанное гораздо дольше. Старайтесь большую часть важной информации преподносить ребёнку в весёлой, необычной форме. Фантазируйте вместе с ним, дурачьтесь, не бойтесь показаться несерьёзными и несолидными. Теперь вы с ребёнком партнёры, а партнёрам надо научиться говорить на одном языке.
8. Помогайте ему постичь себя. Если вам категорически не нравится какой-то поступок ребёнка, если сказанные им в какой-то момент слова кажутся вам грубыми, нетактичными, ужасными, не торопитесь его ругать. Скорее всего, маленький человек поступил так не по злому умыслу. Он просто не умеет контролировать свои слова и поступки. Этому надо учить! Попробуйте спокойно задать ему конструктивные вопросы по поводу сказанного (сделанного). Например: «Ты знаешь, что ты только что сделал?» или «Как ты думаешь, как бы ты мог сказать по-другому» или «Как ты думаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?» Скорее всего, поразмыслив, ребёнок поймёт, что всё получилось не очень здорово. И запомнит: так говорить (делать) не нужно.
9. Он меня не слышит! Эту фразу в отчаянии часто повторяют почти все родители. Ну да, не слышит. А знаете почему? Потому что вы уже 20 минут пытаетесь ему втолковать что-то важное. А это уже много для активного ребёнка. Мозгу ребёнка через 7-10 минут нужен отдых или переключение с одного вида деятельности на другой. Вот он вас и не слышит, и не услышит! А ведь каждую мысль можно попытаться изложить коротко. Если же мыслей необходимо донести несколько, то их можно разбить на отдельные «блоки». Чем меньше слов, тем больше шансов, что ребёнок вас услышит и поймёт. Иначе вам так и придётся разговаривать с самим собой…
10. Полноправный член семьи. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок был полноправным членом семьи. Он должен иметь право голоса в решении семейных вопросов. Его нужно привлекать к участию в домашних делах. Это повысит его самооценку и приучит к тому, что каждый день в нашей жизни складывается из маленьких дел, которые каждый член семьи должен делать.
11. Нагружайте в меру. Если ребёнок будет перегружен заданиями в лучшем случае он отключится, а в худшем будет всё делать наоборот. Главное вовремя отдохнуть!
12. Разделяйте с ребёнком его печали и тревоги, страхи и сомнения, все другие переживания. Дети часто чувствуют себя неуверенно в огромном мире. Они остро нуждаются в нашем участии, в нашей готовности выслушать их, помочь советом, разделить с ними горесть неудач и ободрить в трудную минуту. В идеале нужно каждый вечер обсуждать все события прошедшего дня, разбирать день «по косточкам», комментировать каждую «косточку», радоваться удачам и убедительно повторять, что неудачи - явление временное. Если на подробные разговоры у вас в какой-то из дней не хватило времени, постарайтесь поговорить с ребёнком хотя бы об общей атмосфере прошедшего дня, выяснить, всё ли было в порядке, не случилось ли каких-то серьёзных неприятностей и разочарований.
13. Защищайте! В любом конфликте внешне надо вставать на сторону ребёнка, все «разборы полётов» - потом, с глазу на глаз. Тогда можно будет поговорить по душам, постараться объяснить ребёнку, почему его поведение привело к негативной реакции окружающих. Лучше всего не вступать в перепалку с конфликтующей стороной, а просто уйти вместе с ребёнком. Дети в конфликте должны разбираться сами, если их жизни не угрожает опасность! Ребёнка можно научить, как достойно выйти из конфликтной ситуации на личном примере из детства папы, мамы, дяди, тёти…
14. «Надо жить играючи» Время, которое вы проводите вместе, постарайтесь использовать максимально эффективно. Если у ребёнка есть такие проблемы, как неумение концентрировать внимание, плохая память, неусидчивость, нетерпеливость…, для того, чтобы все эти НЕ компенсировались нужно постоянно играть, причём играть целенаправленно. Например, имевшие место социальные конфликты и недоразумения можно переиграть наоборот, если конфликт был с учителем, предложите ребёнку побыть в её роли. А вы будете им (ребёнком). Пусть ребёнок примерит на себя роль старшего. Как он поведёт себя в этой роли? Будет ругать вас, исполняющего роль неуёмного деточки? Станет укорять за ошибки? Или, наоборот, постарается утешить и подбодрить? Как бы игра не развивалась, она поможет ребёнку понять позицию взрослого, отработать свои обиды, скинуть негативные эмоции.
Для тренировки памяти очень полезно по очереди повторять несколько произвольно выбранных чисел. Например, вы говорите : «Два, шесть, три, один», а ребёнок повторяет. Потом он называет числа, а вы повторяете, он же следит за тем, чтобы вы не перепутали числа, а вы, разумеется, всё путаете, а он вас поправляет. Когда повторение станет просты, можно договориться о том, что числа надо повторять задом наперёд. Такие игры можно проводить в транспорте, по дороге домой… Главное – последовательность и упорство! Играть нужно постоянно, день за днём и результат обязательно будет. Нужны ли вам другие полезные игры?
15. Никогда не отчаивайтесь! И не сдавайтесь! Конечно, у каждого иногда опускаются руки. Но это временное состояние. Вечером после какого-нибудь тяжёлого и неудачного дня руки опустятся, а к утру, отдохнув немного, вы уже снова будете готовы идти дальше, так ведь? Мой дедушка, прошедший всю войну, дошедший с ротой пехоты до Берлина, утешал меня, маленькую, в моих неудачах очень просто. Он присаживался рядом с моей кроватью вечером, гладил меня по голове и говорил: «Получилось нынче что-то всё нехорошо? Ну и ладно! Нехороший день прошёл!» А я так же говорю теперь своей маленькой дочке. Лилия Гурьянова, психолог.
16. Верьте! Хольте, лелейте, ласкайте, защищайте своего ребёнка всегда и везде! Верьте в него! И он вас не подведёт.

Правила составлены по книге Л.Гурьяновой Дети двойной исключительности - СПб, «Вектор», 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий