вторник, 1 января 2013 г.

Путь к новой школе. Каким быть учителю XXI века?


Ольга КЕЧКИНА, учитель начальных классов школы №1231 им. В.Поленова с углубленным изучением иностранных языков:

В основу стандарта начальной школы положена новая идеология, которая обусловливает переход школы к реализации новой образовательной парадигмы. Она требует принципиальных изменений в содержании образования, а также качественно иного методического мышления учителя. Школа призвана воспитать человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни.
В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования многое приходится переосмысливать по отношению к качеству образования, образовательного процесса, к качеству усвоения знаний  каждым учащимся, а именно результатам  освоения основной образовательной программы:
    личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
     метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные, личностные), обеспечение овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
    предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
Главная идея новoгo подхода состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога - к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка учителя  не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их освобождение для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы они самостоятельно справились с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Именно начальная школа, которую рассматривают как элемент целостной системы в рамках непрерывного образования, играет особую роль в формировании ключевых компетентностей обучающихся, поскольку  она база, фундамент всего последующего обучения. Одной из главных характеристик компетентности выступает способность обучающихся самостоятельно включаться в деятельность, самостоятельно принимать решения, самостоятельно решать учебные и жизненные проблемы. В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Не секрет, что раньше главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень овладения детьми соответствующими умениями и навыками. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка в систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе у детей активно развивается учебная самостоятельность.
Очень хочу верить, что новые технологии (включая ИКТ) и элементарная грамотность начнут уживаться в рамках одной образовательной программы. И, самое главное, дети будут ходить в школу с удовольствием. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий