вторник, 22 января 2013 г.

Из города Букв в страну Литературию


Обобщающий урок-праздник


Цели:
  1. обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;      
  2. подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
  3. развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;      
  4.  воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;   
  5. презентация своей Азбуки.
Подготовительная работа. По жеребьевке ребята поделились на 3 микрогруппы. Один ученик становится экспертом, который будет выбирать более полные и правильные ответы, т.е. обосновывать.
Песня «33 родных сестрицы»
Тема и цель.

- Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок чтения. Мы прощаемся с Азбукой.
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой,
Он зовется азбукой.
Урок одновременно и радостный и грустный. Почему? Многое изменилось в нашей жизни за это короткое время. Сколько разных событий произошло.
1 ученик: 
- Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,      
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс! 
2 ученик: - Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы Азбуки свои открыли,
Раскрыли школьную тетрадь. 
3 ученик:
- Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать. 
4 ученик: - Изменились наши игры.
Стал серьёзным первый класс
Икс и игрек, икс и игрек
В голове у нас сейчас! 
5 ученик: 
Ну а в третьих, я Лариске
       Сам уже пишу записки!
       И бабуля говорит:
       Мой внучонок – вундеркинд!
6 ученик
- Сто загадок, сто вопросов
Нам покоя не дают.
Почему мигают звёзды?
Может в гости нас зовут ?
Вед.  - Вопросов много и не только у нас первоклассников, но и у взрослых людей. Где искать ответы на многие из них, чтобы знать всё больше и больше? Народная мудрость об этом говорит:
КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ!
 (Плакат читают хором)
-Первого сентября мы отправились в плаванье по стране Знаний, делали открытие  за открытием. Путешествие по стране Азбуки мы завершили, а значит мы должны отправится в более долгое путешествие в страну Литературию. Много новых героев вы встретите в этой стране. И сказочные герои, которых вы уже знаете, интересуются, а все ли смогут войти в страну Литературию. Они приготовили для вас испытания.  Готовы к испытаниям?
1. Угадайте сказочного героя
Внучка к бабушке пошла,
Пироги к ней понесла.
Серый волк за ней следил, 
Обманул и проглотил! (Красная шапочка)
Она живет возле леса, прислушивается к разным звукам. Вопросы у нее звуковые.
Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА. Фонетика нужна врачам, логопедам, музыкантам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение по Азбуке мы начали именно со звуков.
7 ученик
- Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Произносят и слышат нас! 
Послушайте сказку.
В Стране звуков
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.
        А вот слушать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О.За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю, Е.
8 ученик
- Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать, 
Могут в кроватке баюкать ребёнка, 
Но не желают свистеть и ворчать.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
9 ученик
- А согласные... согласны.
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
        Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить. Попробуйте!
Город звуков
Расселите жителей этого города в свои домики.

Какая буква лишняя?  
Ё, И, Я, Е, Ю
н, р, к, й, з
ц, ч, ж, ш
Красная Шапочка говорит вам ОТЛИЧНО!

2. Угадайте следующего героя.
У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?..   (Буратино)
-А сколько букв в русском алфавите? Известно также, что звуков в русском языке 42, а букв 33. Это значит, что отношения между звуками и  буквами не такие простые. В каком из этих слов звуков больше, чем букв.
ЕЛЬ        МЕЛ
Как правильно записывать звучащую речь? Этому учит ГРАФИКА.
Как звуки научились превращаться в буквы
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен.
- Вы тоже себя представили волшебниками и нарисовали рисунки «На что похожа буква».
Выставка рисунков.
- О каких буквах эти стихи?
  1. Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
Три. Получилась буква?                   (И)
  1. Палочка, рядом две ровные дужки,
Вот и готовы очки для лягушки      (В)
  1. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3                    (З)
  1. В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.         (О)
  1. Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша?
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.        (А)
  1. Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом точно жук издает жужжащий звук (Ж)
-Молодцы! Я думаю, что вы прекрасно знаете и все остальные буквы алфавита.
Но почему то все они у нас перепутались. Давайте попробуем навести порядок!
Песня «Русский алфавит»
За выполнение задания нам говорит Буратино МОЛОДЦЫ!
3. Угадайте героя.
Толстяк живет на крыше, 
Летает он всех выше.
(Карлсон)
10 ученик
- Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (а вместе Маша)
МИ и ША ( а вместе Миша)
К нам явились на урок.
11 ученик
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай СОВА.
12 ученик        
- Сколько в слове гласных-.
Столько и слогов.
Это знает каждый из учеников.
Грамматическая арифметика.
БА
+ большой деревянный сосуд = ? (Бабочка)
+ пресноводное животное с клешнями = ? (Барак)
+ приятный полезный напиток = ? (Басок)
+ маленький порез на пальце = ? (Баранка)
-Сколько слогов в этих словах?
Расположите слоги по цветам и прочитайте фразу.
        
(Мы читаем по слогам)
- Карлсон говорит нам КЛАССНО!
4. Угадайте героя.
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.  (Незнайка)
13 ученик
Мы в слове слог ударный
Найдем эле-мен-тар-но.
А когда его найдем,
Громче всех произнесем!
Ударение
(Миниатюра)
Комната. В постели лежит мальчик.
- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приема пищи».
Пьет лекарство и начинает пищать.
Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано… (читает).
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
- Поставьте знак ударения в выделенных словах.
Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Я мою руки. Мою руку взял доктор. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. Солнце село за селоЗамок был закрыт на замок. Огородное пугало всех пугало.

- Незнайка нам говорит СУПЕР!
5. Угадайте героя. 
С голубыми волосами
   И с огромными глазами.
   "Зубы чистить! Руки мыть!"
   Любит поруководить! (Мальвина)
- Мальвина приготовила задания связанные с орфографией. ОРФОГРАФИЯ – нормы и правила письменной речи. Вам придется подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.
1 ученик:
- Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
2 ученик:
- Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Игра «Камень-вата».
Если учитель читает слово с Ъ - ребята топают, если с Ь – хлопают.
(Лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень, семья, съел.)
Исправьте ошибку.
Догадайтесь-ка, ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?
ЕЖЫ      ЕРШЫ       ЩЮКИ        ЧЯЙКИ         ВОЛЧЯТА
Все
В сочетаниях  ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А!
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У!
-Определи на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.
Собирала Маргарита, маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита, маргаритки во дворе.
3 ученик
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Назовите одним словом

КОСА
  
КИСТИ
  
                                       
                                       ЗВЕЗДА

                                           ЛУК
- В русском языке встречаются многозначные слова. Написание у них одно и тоже, но имеют разное значение.
- Мальвина вам говорит ЗДОРОВО!
6. Угадайте героя.
Она красива и мила, 
Имя ее от слова "зола". (Золушка) 
                                     
- Золушка хотела бы узнать, знаете ли вы героев литературных книг.
-А – в Африке лечит зверей (Айболит).
-Б – нашёл золотой ключик (Буратино).
-В – гонится за зайцем (волк).
-Г – с Белоснежкой дружит (гном).  
-Д – в нём мы живём (дом).
-Ё – в клубок колючки прячет (ёж).
-Ж – по болоту скачет (жаба).
-З – туфлю потеряла, плачет (Золушка).
-К – круглый, песенку поёт (Колобок).
-Л – рыжим хвостиком метёт (лиса).
-М – первое слово ребёнка (мама).
-Н – у Буратино он длинный (нос).
-О – по небу скользит (облако).
-П – в нём ручка и карандаши (пенал).
-Р – золотая, в сеть попала (рыбка).
-С – прыгнула через костёр и растаяла (Снегурочка).
-Т – дом для маленьких зверей (теремок).
-У – птица, которая крякает (утка).
-Ф – за посудой вдогонку помчалась скорей (Федора).
-Х – бывает пшеничный, бывает ржаной (хлеб).
-Ц – стоит на одной ноге (цапля).
-Ч – друг крокодила Гены (Чебурашка).
-Ш – старуха с крысой (Шапокляк).
-Щ – чистит одежду (щётка).
-Э – лестница в метро (эскалатор).
-Ю – игрушка – волчок (юла).
-Я – плод на дереве (яблоко).  
- Золушка говорит вам УМНИЧКИ!
Вед.  В середине февраля
В школе праздник букваря.
Вы прочли букварь до корки,
Вам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий путь
Слогового чтения:
Вам сегодня выдают удостоверения.
1.
Книгу, что знакомит с буквой,
Букварем назвали встарь.
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой букварь.
2.
Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Записать звук-невидимку
Буквой – видимым значком.
3.
«Азбука» верным другом была для нас.
Прощаясь с ней, грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя –
Нас ждут открытия, друзья!
4.
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
5.
Оказалось, что крючочки
Населяют буквари,
Загогулинки, значочки,
А всего их – 33!
6.
Так чудесно буквы эти
Могут слоги составлять,
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать.
7.
Знаем мы не понаслышке:
Чудеса и вправду есть.
Мы теперь любые книжки
Можем запросто прочесть!
8.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
9.
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс пойдет!
Песенка «Если с книгой дружишь ты»
(на мотив песни «Если с другом вышел в путь»)
Если с книгой дружишь ты,
Если с книгой дружишь ты –
Веселей живется.
А без книги, ты пойми,
А без книги, ты пойми,
Все трудней дается.
Припев:
Что мне А, что мне Б,
Что мне А, Б, В, Г, Д,
Когда я знаю буквы все!
На уроках я всегда,
На уроках я всегда
Отвечаю четко.
Книга верная моя,
Книга верная моя,
Мне во всем подмога.
Припев.
И скажу я вам, друзья,
И скажу я вам, друзья, -
С книгой вы дружите,
Книги – верные друзья,
Книги – верные друзья.
Книги вы любите!
Припев.
Ресурсы
http://stihi.ru/ Стихи.ру
http://www.ruskid.ru/
http://artbull.ru/ Литературный портал.
http://samlib.ru/ Сказочные загадки
http://www.vipusknick.ru/ Выпускник
Волина В. Веселая грамматика/ Изд. «Знание», М., 1995 г.
Педсовет/ газета №11, 2008 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий