вторник, 1 января 2013 г.

Книга и компьютер на одном уроке

М.БАШКИРОВА, заведующая библиотекой школы с углубленным изучением биологии и химии №1344

Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача - научить школьника ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Это подтолкнуло нас к поиску новых форм работы с учащимися и книгой.

Библиотекой школы №1344 совместно с учителем изо О.Чистяковой разработан блок интегрированных библиотечных уроков в начальной школе с использованием библиотечного фонда и ИКТ по основам информационной грамотности. Новым было то, что первоклассники, еще не став читателями школьной библиотеки, уже знакомились с ее изданиями и с тем, что она может предложить им в будущем.
Мы провели циклы интегрированных уроков в форме творческой мастерской (см. таблицу).
Результатом этих занятий стало возрастание интереса к библиотеке и к тому, что там происходит, увеличение количества прочитанных книг, более осознанный выбор литературы для чтения, появление навыков самостоятельного поиска и отбора необходимого материала.
Первая тема, с которой мы начали работать в 1-м классе, - «Мир полон украшений». Мы оформляли выставку книг и журналов, раскрывающую разнообразие мира насекомых, и в частности бабочек. Ребята посмотрели книги, периодические издания, которые есть в нашей библиотеке. Это журналы «Свирелька», «Свирель», «В мире животных», «Детская энциклопедия АиФ», «Тошка и компания», «Филя», «Простоквашино», «Мурзилка», «Шишкин лес», ознакомились с разными видами изданий - книгами и периодикой, увидели, что книги и журналы бывают разные - сложные и пока им непонятные и, наоборот, доступные их возрасту. Так они впервые входят в мир информационной культуры, которую будут осваивать уже во 2-м и последующих классах.
В конце учебного года у первоклассников был проведен целый цикл интегрированных уроков по теме «Сказочный мир» из 6 занятий: «Сказки народов мира», «Авторские русские сказки», «Датские сказки: Г.Х.Андерсен», «Французские сказки: Ш.Перро», «Немецкие сказки: Братья Гримм», «В.Гауф», «Э.Т.А.Гофман». Завершился курс библиотечных занятий мультимедийной викториной-презентацией «Сказочный мир». К каждому занятию мы готовили выставки, книги для раздачи на каждую парту, аудиорассказ по соответствующей теме. Дети рисовали иллюстрации к сказкам, а попутно знакомились с биографией писателя, его произведениями, с тем, как художник представляет тех или иных героев книги. Красочная компьютерная викторина-презентация завершила эту тему. Ребята отгадывали произведения, героев, авторов, еще раз вспомнили, с кем они познакомились на уроках.
Во 2-м классе было проведено занятие по теме «Изображение и фантазия», подготовлены две выставки - «Художники-иллюстраторы детских книг» и «К.И.Чуковский», а также две мультимедийные презентации по этим темам. Ребятам рассказали, что в создании книги принимает участие не только автор, но еще и художник, который помогает раскрыть содержание произведения, что сведения о нем можно найти на титульном листе издания. В презентациях были показаны обложки книг, созданных разными иллюстраторами. Мы познакомили их с авторами, которые сами рисовали рисунки к своим произведениям. Ребята отгадывали героев, авторов, произведения по небольшим фрагментам. Ну и конечно, рисовали свои иллюстрации к этим книгам.
Материалы проведенных уроков размещаются на сайте школьной библиотеки bashkirova3.narod2.ru. Это рисунки детей, отзывы о прочитанных книгах, фотографии.
Такие формы подачи материала лучше помогают усвоить детям темы, которые им предлагают в процессе занятия, а также получить определенные знания по информационной культуре. Они наглядные, ненавязчивые, запоминающиеся, и дети сами становятся участниками происходящего, у них есть возможность все потрогать, посмотреть, попробовать сделать самим, оценить, что им сказали и что они сами увидели, создать альбомы своих собственных иллюстраций к произведениям. Это как раз то, что сейчас требуется от школы, - умение использовать полученные знания, анализировать, оценивать.
Подобные уроки можно проводить совместно с любыми учителями-предметниками, заинтересованными в интеграции знаний с использованием инновационных технологий в учебном процессе. Библиотечное занятие мы провели в музее боевой славы. К годовщине аварии на Чернобыльской АЭС подготовили литературную композицию по произведению С.Алексиевич «Чернобыльская молитва» с учащимися 6-го класса, которую они показывали другим ребятам. Материалы об этом мероприятии выложены на сайте школьного музея brdm1986.narod2.ru.
Очень интересна начатая нами работа с Домом книги «Выхино». Клуб семейного чтения наши ребята посещают регулярно. Это несколько необычная, но перспективная форма взаимодействия, включающая в себя элементы рекомендательной библиографии. Приходя в книжный магазин, ребята могут увидеть новинки литературы, полистать заинтересовавшие их издания, послушать представителей детских издательств, поучаствовать в викторинах, посмотреть представленные презентации книг. Урок в школе неожиданно переходит в увлекательное путешествие с героями книг, которые проводят специалисты Дома книги. Проходя мимо полок с разнообразной литературой, они обязательно чем-то заинтересуются и потом приведут сюда своих родителей. Главное, что появляется интерес к книге, а задача библиотекаря его поддержать и развить.
Традиционно школьная библиотека содействует воспитанию и общему развитию школьников через приобщение к чтению, через разработку и проведение массовых мероприятий. Одна из серьезных проблем - это то, что современные дети и подростки неохотно читают. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе с учащимися. Поиск новых форм работы идет постоянно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий