Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования сегодня действующий нормативный документ, в рамках которого работают все общеобразовательные школы России. Концепция системно-деятельностного подхода реализуется не только на уровне взаимодействия учителя и ученика, но и на уровне действий ОУ в целом по внедрению ФГОС НОО в практику работы. И эти действия напрямую связаны с задачами, которые ставит перед собой образовательное учреждение с его стартовыми возможностями, особенностями организации образовательного процесса.
Прошли первые месяцы школьной жизни первоклашек в нашей гимназии. И мы задаем себе вопросы: что нового мы сделали за это время, что у нас получилось? Отвечая на эти вопросы, мы анализируем весь подготовительный период по внедрению ФГОС, который заключался в подготовке образовательной программы начальной школы, проведении серии семинаров для учителей начальной школы, участии в мероприятиях, проводимых Департаментом образования в этом направлении. Несмотря на то что мы не вошли в число пилотных школ, сформированная образовательная среда гимназии позволила нам начать эту работу еще в прошлом учебном году на основе принципов, заложенных в новых стандартах.
Интегративный и вариативный подход к образованию, заложенный во ФГОС, потребовал от нас изменений как в организации, так и в подходах к методической работе. Одно из таких изменений - переход на предметное обучение в начальной школе, при этом предметы «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» преподают только учителя начальной школы. В методические объединения учителей-предметников основной и старшей школы вошли и мы, учителя начальной ступени гимназии. Это помогло обеспечить единство подходов к содержанию и планированию образовательных результатов. Итогом такой работы стали новые походы к планированию уроков. Рабочая программа учителя нашей гимназии сегодня документ, имеющий следующую структуру:
пояснительная записка;
программа по предмету (базовый и гимназический компоненты);
календарно-тематическое планирование и ожидаемые результаты;
система оценивания и анализа личных достижений учащихся;
поурочное планирование;
аналитические материалы по выполнению программы (анализ текущих, тематических и итоговых работ).
В соответствии с требованиями стандарта основным в работе учителя становится сопровождение деятельности ученика и организация его работы на уроке. При планировании содержания особое внимание уделяется интеграции, формированию не только специальных, но и универсальных компетенций, прежде всего чтения и работы с информацией. С первых дней пребывания в гимназии наши первоклассники погружены в открытую информационно насыщенную образовательную среду (интернет-портал, электронный журнал, медиатека, малая академия наук, творческие студии, элективные курсы, музей объединенной школы ВМФ, спортивные секции, издательский центр), которая ориентирована на реализацию всех компонентов образовательной программы (программы духовно-нравственного развития, формирования здорового и безопасного образа жизни, формирования универсальных учебных действий). Мы не только учимся по азбуке и букварю, но и выполняем задания на Smart-board, Smart-table и компьютере, читаем новостную ленту на портале гимназии, пишем несколько слов в электронный журнал и на форум первоклассников, создаем свои маленькие проекты на бумаге, с конструктором «Лего». Табличку-бейджик со своим именем мы смогли сделать в электронном виде и распечатать, мы уже рассматривали через микроскоп осенние листочки, побывали на экскурсии в гимназических эксплораториуме, медиатеке и музее.
Для меня важно не только разбудить в детях интерес к познанию нового, но и научить получать удовольствие от самого процесса познания. Вместе с тем процесс обучения приносит радость только тогда, когда оценивается сообразно этому процессу, то есть индивидуально, прозрачно, в соответствии с возрастными особенностями. В новом стандарте оцениванию образовательных результатов и личностных достижений придают особое значение. Совершенствование оценочной деятельности проходит в гимназии в рамках гимназического эксперимента «Новые подходы к системе оценивания в начальной школе», в котором участвуют учителя первых и вторых классов гимназии.
В основу системы оценивания согласно ФГОС мы положили критериальную систему, причем главной задачей мы определили формирование самооценки ученика как способа управления своей учебной деятельностью. Мы создаем для детей во время урока учебные ситуации, в которых формируется и развивается их оценочная деятельность.
Сегодня уже можно подвести некоторые предварительные итоги проделанной работы.Работа в первом классе началась с оценки стартовых возможностей каждого учащегося. Для этого в игровой форме были проведены диагностические работы, по результатам которых я составила карту стартовых возможностей для каждого ученика. Этот этап позволит нам в дальнейшем отследить прирост новых способов деятельности учащихся.
Уже во время адаптационного периода мы ежедневно занимались самоанализом. Предметом обсуждения были правила поведения в школе, которые мы выработали совместно в первую неделю, а затем пользовались как эталоном.
Чтобы стимулировать учебную деятельность первоклашек, я показала им портфолио нынешних пятиклассников. Какими кривыми и неуверенными были их петельки и крючочки в самом начале школьной жизни... Но какую кропотливую, красивую и аккуратную работу я оценила на «отлично» в конце четвертого класса! Такая демонстрация вселила в первоклассников уверенность, что и у них все получится.
Сразу возник вопрос:
- Ребята, а что нужно делать, чтобы достичь таких результатов?
- Очень стараться! - ответили мне дети.
- Что значит «очень стараться»? - спросила я.
Обсуждали долго. Оказывается, на уроке письма важно и правильно сидеть, и внимательно рассматривать, из каких элементов состоит буква, и запоминать алгоритм написания, и многое другое.
Постепенно от составления плана мы перешли к процессу оценивания текущих работ. Начали, конечно, с игры. Дети стали на время учителями, а я учеником (не слишком радивым, если честно). Ребята обсудили план составления звуковой схемы слова, я зафиксировала на доске этапы работы. Выполнив задание с ошибками, я попросила детей проанализировать мою работу. Оценивать нам помогали волшебные линеечки - шкалы правильности и аккуратности. Я подробно объяснила ребятам, что обозначают деления шкалы, затем задала вопросы:
- Что у меня получилось?
- Что не получилось?
- Почему не получилось?
- Что мне надо делать, чтобы не допускать больше таких ошибок?
Вскоре мы вышли на уровень взаимоконтроля. Очень удобно было работать на интерактивной доске. Мы придерживаемся особого правила: критикуй выполнение задания, но не самого исполнителя!
Через несколько дней дети, открыв тетради, увидели в них волшебные линеечки и сразу поинтересовались, что будем оценивать. Я показала незнакомые пока буквы, мы вместе выделили новый для нас элемент. Его и будем осваивать на уроке. И снова обсудили, что подразумеваем под правильностью, а что под аккуратностью выполнения работы. Проверяя тетради, я замечала, что самооценка моих учеников зачастую завышена. Это возрастная норма, с этим будем работать. Больше меня волновали на этом этапе дети, неизменно выставлявшие себе заниженную оценку.
Каждый новый урок начинается с соотнесения ученической и учительской оценки. Со временем разногласий в оценке становится меньше, мы подробно обсуждаем ее содержание, переходим к анализу ошибок и обсуждаем причины их появления.
Когда работ выполнено достаточно много, мы приступаем к анализу собственных успехов в разных видах деятельности. Например, сравниваем печатание слов под диктовку на предыдущей и текущей неделе. Часто ребята ругают себя за прошлые неудачи. Направляю ход мысли в нужное русло с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что изменилось? Почему не получилось неделю назад? Что стало лучше в работе на этой неделе?» Я хочу, чтобы дети осознали взаимосвязь усилия и успеха в деятельности, и не только учебной. Неудача - временная остановка на пути к намеченной цели. Поищи новую информацию, сделай достаточное количество заданий, и придет заслуженный успех. Таким образом, ученик осознает свою долю ответственности за учебную деятельность и ее результаты. Учитель лишь помогает найти слабые места, а исправит ученик сам.
Анализ результатов учебной деятельности с помощью шкалы всегда имеет индивидуальный характер, что выгодно отличает критериальную систему оценивания от количественной. Я ни разу не видела, как дети сравнивают свои шкалы в отличие от отметок и их заменителей в виде солнышек, смайликов. Критерии приняты вместе с учениками, понятны и однозначны. Нет той пугающей ниши для субъективизма учителя, демонстрации власти, наказания за непослушание. В результате анализа мы определяем границы знания - незнания и направление коррекционной работы. Особое внимание я обращаю на то, что ошибки, исправленные самим учеником, не помарки и они не наказываются понижением балла. Напротив, для меня это сигнал, что ученик вышел на определенный этап формирования универсального учебного действия.
В начале учебного триместра я прогнозирую результаты учебной деятельности по предмету и составляю таблицу уровня сформированности необходимых учебных действий учащихся. Основой для такой информации служат тетради с текущими работами детей, а позднее - самостоятельные и творческие работы, накапливаемые в портфолио. Это обеспечивает прозрачность процесса оценивания для всех участников образовательного процесса. Родители легко могут отследить динамику учебных достижений своего ребенка, сравнив результаты первичной диагностики и результаты по окончании триместра. Таким образом, оценка приобретает информационно-диагностическую, а не карательно-поощрительную функцию. Учитель из «вершителя судеб» превращается в консультанта, который помогает и направляет действия ученика. Такое «понижение в должности» не только не мешает, а способствует возникновению доверительных отношений между учителем и учеником, что снижает уровень школьной тревожности и положительно сказывается на учебной мотивации.
Прошло только четыре месяца, а мои первоклашки уже повзрослели, нам трудно, но интересно. Я тоже учусь вместе с ними и надеюсь стать для моих учеников таким учителем, о котором писал Ш. Амонашвили: «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». Думаю, в условиях реализации содержания новых образовательных стандартов значение этой фразы особенно актуально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий